Александр Прост. Записки недоумевающего. (saint_prostata) wrote,
Александр Прост. Записки недоумевающего.
saint_prostata

Мочки, мошонки и другие арт-объекты

Общеизвестному гражданину, представляющемуся художником, удалось-таки привлечь мое внимание. Довольно долго он цеплялся за дальнюю периферию моего мироощущения, мелькая в новостях, ссылках и френдолентах, не вызывая тени любопытства . Не то, чтоб я гневно отрицал современное искусство и акционизм или возмущался членовредительством, просто не интересно. Абсолютно.

Новостная строка «художник вырвал себе коренной зуб и выколол глаз» вызывает во мне столько же новостийного аппетита, сколько ссылка «вьетнамка родила трехголового младенца», или баннер «50 000 рублей ежедневно за 15 минут». У меня, как у всякого современного человека выработался защитный механизм по доставке рекламной информации напрямую от зрительного нерва в мусорное ведро, минуя мозг.

Убеждение в гармонии здесь с окружающими, оказалось, по обыкновению, ошибочным. Лента пестрит тестами и ссылками, осуждающими, заинтересованными и всерьез обсуждающими является ли искусством практика незначительных самоувечий.

Среди заинтересованных новокалекой встречаются и глубоко уважаемые мною люди. Я принялся думать (с непривычки шло тяжело). Да, мне не любопытно, но, само по себе, безразличие не выносит поступок за пределы искусства. Не постесняюсь сознаться в полной индифферентности к балету и опере, увлекательным и утонченным, по мнению многих почтенных и, не в пример мне, компетентных людей, искусствам.

Идея рыночного продвижения гуманитария через эпатаж не нова. Тысячелетия назад для этого селились в бочках. В начале девятнадцатого века изображали неистовые бунтарские страсти. Подлинный и непрерывный рассвет указанное направление маркетинга испытывает с конца девятнадцатого века. За минувший век обнаружилась заметная троллинг-инфляция.

Когда-то достаточно было изобразить обнаженных женщин в компании галстучных мужчин или одеть желтую кофту. В наше время, можно вдеть в нос желтое вязаное кольцо и бегать голым, но в галстуке – в новости не попадешь. Шокировшие публику, книги Сальвадор Дали и Генри Миллера теперь совершенно невинны и, по мне, занудны. Сейчас для добротного скандала необходим, как минимум, смертный приговор в страстной юрисдикции.

Вышесказанное не означает, что художник или писатель, использующий троллинг, непременно нехорош. Лимонов, например, отличный писатель, хотя и добился первого успеха, эпатировав наивного советского читателя. Замечу, четверть века спустя автору не удастся привлечь сотой доли внимания, придайся его лирический герой пороку даже не с негром, а со всеми питомцами нью-йоркского зоопарка.

Механизм инфляции очевиден. Всякий (хотя я б, к примеру, не решился) может прибить выступающие части или отрезать что-нибудь не очень нужное, а стремящихся к популярности любой ценой бесчисленный легион. Проблема в том, что превращение раздела «новости культуры» в сводки отделений травматологии и психиатрии едва ли надолго увлечет публика. Уже второй герой ножниц и молотка возьмет десятую долю внимания первопроходца. Третьему же достанется только пост в блоге.
С рассказами Чехова ничего подобного не происходит. Если вообразить чудо, и представить появление автора, способного написать современную «Скрипку Ротшильда» или «Скучную историю», то автор станет немедленно популярен, во всяком случае, среди меня и, надеюсь, не только.

Существует, правда, возражение, с которым я не знаю, как обойтись. Технические средства любого искусства стареют. Ранние комедии Чаплина сегодня станет смотреть только редкий киноман. Книги стареют намного медленнее, но искренний почитатель Гомера с «Одиссей» в руках, встречается в метро не каждый год. Строго говоря, почему бы не существовать виду искусства, где способы выражения устаревают непосредственно в момент использования.

Во всяком случае, мы присутствуем при гибели жанра. Сто лет назад эпатаж существовал, как метод продвижения художника и его работ. Сегодня, балласт полностью скинут, отдельных творений больше нет, сам акт эпатажа и предлагается произведением искусства. Налицо тупик - дальше двигаться некуда. Исчерпанность видна уже по применяемым крайностям. По сути дела, остался единственный неиспользованный концепт – сжечь себя перед воронежской мэрией.

Хотя и это уже где-то было…

Технологии троллинг-рекламы сохранятся и будут неограниченно долго использоваться массовой культурой. «Певица Снежана вышла замуж за датского дога!», «Танцор Ковалев потерял нос!», «Певец Дариус пришил себе третий глаз!» Но и там одного скандала уже недостает. Прежде необходимо впихнуть «звезду» в круг внимания потребителя, вызвать интерес к судьбе.

Tags: культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments