Александр Прост. Записки недоумевающего. (saint_prostata) wrote,
Александр Прост. Записки недоумевающего.
saint_prostata

Савушкина 55

На протяжении нескольких месяцев я норовил заехать по знаменитому адресу Савушкина 55, где расположено, как утверждают, логово пропутинских троллей, съехавших из Ольгино. Сегодня, наконец, я пребывал по соседству, имея несколько запасных минут.

Честно сказать, был уверен, что все эти истории про троллей кристальный бред, но, глянув своими глазами, в убежденности пошатнулся. Вывесок на здании нет, в холле нет обычной доски с названиями фирм-арендаторов. На задней двери инструкция «сотрудникам», что заходить в здание при начале смены следует через главный вход. Названия компании на объявлении не было, следовательно, все здание, а это тысячи 4-5 метров, в руках у одного арендатора. Такие площади указывают на большую и серьезную компанию, но вывески, повторюсь, нет.

Все это очень странно. Прежде всего, непонятно кто и зачем станет собирать для такого дела людей в офисе посреди второго десятилетия двадцать первого века. Троллинг из инвентаря требует 1-го тролля, 1 компьютер (от 486-го) и 1 интернет. Глупо тратится на аренду, электричество и охрану, отпугивающую журналистов и назойливых блогеров, когда отчеты с линками и скриншотами можно пересылать удаленно. Троллю-новобранцу с лихвой довольно посещать офис при найме и первичном инструктаже.

Главное же, что подобная активность принципиально бессмысленна, чего, к моему изумлению, не понимают многие неглупые люди. Оговорюсь, бессмысленно не означает невозможно.

Каждый, сталкивавшийся с маркетингом, рекламой и прочими связями с общественностями, превосходно знает, что редкая область человеческой деятельности так переполнена обманом и очковтирательством, граничащим с мошенничеством. Политический ПР, при том, соотносится с обычным также, как игра в наперстки с торговлей ими. Ситуация порождается силой вещей, при торговле, например, арматурой результат очевиден в продажах, но уже при рекламе арматуры очевидность сильно спадает. С арматурой можно, по крайней мере, спрашивать, откуда покупатели о вас узнали, вести статистику, находить ошибки. Если же товар – трансконтинентальная газировка или жвачка, рекламируемая всегда и всюду, понять эффективность конкретной рекламы практически невозможно. Разобраться же, отчего рейтинг президента снизился (поднялся) на полтора процента и кто (что) тому виной, как правило, невозможно абсолютно.

Мутная область привлекает жуликоватых субъектов, и было бы чудом, не приди кому-нибудь, а, точнее сказать, неисчислимым ордам политтехнологов на доверии, плодотворная идея продвигать политический товар через сеть. Нельзя исключать и даже очень вероятно, что удачливым жуликам удается иногда продать подгнившую идею политикам, слабо понимающим интернет-специфику.

О бессмысленности. Аудитория политического интернета и особенно блогов обладает специфической особенностью. Может, это справедливо для людей всех времен и народов и стало очевидным лишь с появлением лишь с появлением интернета. Не знаю.

Все популярные политические блогеры занимают самые радикальные позиции. Никаких тебе «с одной стороны нельзя не отметить, с другой нельзя не признать». Либо Крымнаш (и всегда был) или Путин – тут я не решаюсь при дамах. По законам бытия, количество радикальных позиций ограниченно, и на каждой позиции толкается армия блогеров, играющих в царя горы, орудуя всякими мелочами вроде стиля, манеры подачи, оперативности, инсайда и склонности к анализу.

На десяток известных путинопоклонников (путиноненавистников, коммунистов, фашистов, националистов и т.д.) приходится батальоны авторов малопопулярных и дивизии никому не известных, читаемых разве мамой и, изредка, одноклассником.

Тут совершенно неприемлимо сравнение с традиционными СМИ. Телеканал или радиостанция с качественным общественно-политическим вещанием штука дорогая. Количество телеканалов в большинстве домов ограниченно, количество частот УКВ, тем более отведенных под разговорное радио, ограниченно еще сильней. И что ты по ним не гоняй, человек в пробке или в вечернем кресле вынужден будет выбрать из предложенного. В общем, это лимитированный ресурс, ничем не похожий на блоги, требующие, как отмечалось выше, очень немногого, почти ничего.

Если пойти зыбким и болотистым путем аллегорий, традиционные электронные СМИ можно сравнить с крохотным ларьком на остановке, а блогосферу с гигантским гипермаркетом. В ларьке можно прекратить торговать джин-тониками и поднять, таким образом, образом продажи пива. В России лет пятнадцать назад нечто подобное проделали с телевизором.

Коммерческий подход, предлагающий интернет-наемников, подразумевает, что к гипермаркету, для снижения пивных продажи, пристраивают еще 1000 метров овощного отдела, заполненного подгнившими корнеплодами и крестоцветными.

Подгнившими, поскольку хороший продукт таким путем произвести почти невозможно. Скорее всего, выйдет сотня (тысяча) унылых блогов, годных только для лайков сослуживцев. Как не относись к популярным блогерам, их место под солнцем добыто тяжелой конкурентной борьбой - читатель выбрал их среди тысяч.

Допустим совершенно невозможное, путем культивации, окучивания, обработки пестицидами и наноселекции взрастят 10 популярных блогов. К чему это приведет? Пусть, взращены качественные запутинские блоги. Единственное, что случится – убыток популярности Фритца и Марины Юденич. Проукраинский? Берегись Ян Валетов и Злой Одессит.

Читатели получают ровно столько пищи для перепостов и лайков, сколько им нужно, и действующие уже блоги без труда обеспечат потребность, даже выросшую в десятки и сотни раз.

В общем, говоря о широко известных политических блогерах с четкой политической программой, не они влияют на публику, а публика, словно прожектор ПВО выделяет вниманием четко очерченное пространство, и дело блогера угадать направления и успеть там оказаться.

Механизм работы примерно такой: предположим, где-то неопознанная ракета сбила гипотетический самолет. Специалист по ракетам или самолетам скажет: «с одной стороны, с другой стороны, в тоже время, необходимо дождаться результатов и тщательно взвесить». Не таков блогер. Уже спустя час он точно знает, кто и как сбил, готов всем это разъяснить, ничуть не смущаясь собственных глубоких познаний в авиации, почерпнутых из трех перелетов в Хургаду чартером, кинофильма «Пролетая над кукушкиным гнездом» и Википедии (по преимуществу).

Блогер выглядит в глазах еще больших профанов, чем он сам, убедительно, и профаны с наслаждением разносят текст по сети. К нему не за правдой заходят, а убедиться в вине врага, в которой, собственно, и секунды не сомневались. Потребность существует и будет удовлетворена этим блогером или другим.

Несколько потускнела и даже отчасти закатилась звезда Навального, зато взошло жаркое светило Славы Рабиновича. Оба выглядят, в глазах поклонников, компетентными в важнейших вопросах бытия, оба пророчат глад и мор, если немедля не избавится от Путина, и исключительно схожи риторической манерой. Они не говорят: необдуманная политика жестокого диктатора Путина влечет Россию в пропасть, а употребляют слова: дегенерат, ботокс и… тут я опять не решаюсь при дамах.

Не важно, делает Рабинович свой образ специально, либо он просто случайно оказался таким в нужное время в нужном месте. Рыночная ниша опустела и была оперативно заполнена. Возникает вопрос, зачем тратить деньги и формировать искусственно Славу Рабиновича (Фрица, и т.д.), когда любая баба в любом дурдоме он самозарождается совершенно бесплатно в количествах далеко опережающих потребности публики.

Зачем же нужны политические компании и полумифические интернет-боты? Аргументация в поддержку любой позиции известна, рассчитывать на какую-то особенно изящную ее подачу в комментариях от людей, набранных по объявлению, не приходится. Колеблющаяся аудитория, к которой только и имеет смысл обращаться, не вступает в перепалки в комментариях к текстам популярных блогеров, читают и бьются в комментах люди железобетонно уверенные в свое правоте, переубедить их невозможно.

Если бы мне, по ошибке, доверили, политическую ПР деньгу, я бы тратился на блогеров совершенно иначе. Единственная осмысленная тактика, это создавать заново или покупать поддержку существующих аполитичных и известных авторов, чтобы они между рецептами конголезских супов, видами Монтевидео и «тут мне Наташка про своего рассказала» случайно упоминали ненависть к А и обожание Б. Но это, видимо, слишком сложный для продажи товар.


Tags: пропаганда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 124 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →