Александр Прост. Записки недоумевающего. (saint_prostata) wrote,
Александр Прост. Записки недоумевающего.
saint_prostata

Hyperloop и Гиперлох по-русски

Самобеглая тележка Илона Маска докатилась до сердец российских администраторов. РЖД создали совместную группу по изучению будущего строительства железной дороги нового поколения в России. Уже собираются строить Hyperloop, соединяющий московские аэропорты и грузовую дорогу в Приморье. История из комической перетекает в пугающую. Возникает легкое ощущение, что сейчас здесь будут довольно сильно воровать. Причем, в самой унизительной для национального самосознания манере.


Предложенный транспорт будущего - это поезд на магнитной подушке, перемещающийся по тоннелям с вакуумом. Сам магнитоплан новинкой никак не назовешь. Первые идеи и прожекты на этот предмет появились еще в начале ХХ века, а в 1979 году настоящий поезд на магнитной подушке возил пассажиров на выставке в Гамбурге.

С тех пор построены два десятка дорог (в том числе, перед распадом СССР было начата, но не закончена дорога в Армении). Часть уже закрыта, другие работают, несколько новых строится. По-настоящему широкого распространения системы с магнитопланами пока не получили по крайне понятным причинам. Во-первых, традиционные железные дороги можно использовать наряду со скоростными поездами для грузового и обычного пассажирского сообщения. Во- вторых, дорого. Очень.

Например, сверхскоростная (рекорд 501 км/ч, штатная скорость с пассажирами 430 км/ч) дорога в шанхайский аэропорт обошлась по $44 миллиона за километр. Строительство завершилось в 2004 году, теперь, естественно, вышло бы гораздо дороже (общая инфляция и изменение стоимости труда в Китае). Традиционные скоростные железные дороги при этом в том же Китае строят по $17-21 миллион за км, к тому же они намного дешевле в обслуживании. Поэтому трассу не продлили, как планировалось, до Гуанчжоу, построив вместо нее обычную скоростную.

Строится японская трасса для магнитопланов Токио-Осака. Там цены вообще из области финансовой фантастики: $176 миллионов за км. Правда, это обусловлено не столько технологией, сколько колоссальными туннелями. Проект, кстати, сильно критикуют за гигантскую стоимость и принципиальную неокупаемость.

Hyperloop One декларирует $8 миллионов за километр калифорнийской дороги, чего при калифорнийских ценах даже на компенсации землевладельцам не хватит. Московскую дорогу оценивают в 5 миллионов за километр. Стальная труба диаметром 2,3 м со стенкой 20 мм весит тонну на погонный метр, трубы нужно две. Сегодняшняя цена трубы большого диаметра около тысячи долларов за тонну. Как весь проект может обойтись в $5 000 на метр? Каким образом, в принципе, добавление герметичных труб, системы шлюзов и оборудования для поддержания вакуума может в разы удешевить дорогу на магнитном подвесе? Должно же удорожать?

Новинкой предложенной дороги, кроме вакуума, являются капсулы, отправляемые каждые 30 секунд. Видимо, логика здесь такая: капсула меньше и легче поезда, значит, дорогу можно строить под меньшие нагрузки. Однако при такой частоте движения невозможно обойтись однопутной дорогой, из-за чего появляется второй тоннель, что уничтожает, как кажется, всю экономию. Кроме того, потребуется путевое развитие на станциях.

Означает ли все вышесказанное, что магнитоплан в вакуумном туннеею невозможен? Нет, не означает. Над этим работают, по крайней мере, в Китае и, наверное, не только. Нельзя исключать, что технология со временем заработает, станет даже рентабельной в отдельных случаях. Проблема в том, что занятия разработчиков Hyperloop One ко всему этому имеют самое отдаленное отношение.

Для действительного развития проекта необходимо разрешить множество фундаментальных проблем. Каким образом будет обеспечена безопасность при интервале движения в 30 секунд (в метро минимум полторы минуты)? Почему не раз в минуту капсулу вдвое больше? Раз в пять минут вдесятеро больше? Что случиться при разгерметизации капсулы? К чему приведет остановка движения, при которой в вакуумной трубе остановится несколько десятков капсул? Как планируется обеспечить герметичность трубы в десятки и сотни километров? Как организовать станции и посадку-высадку пассажиров? Как будут устроены шлюзы на входе в вакуумные туннели? Почему это выйдет дешевле других магнитопланов? Если выйдет дороже, и, соответственно, намного дороже традиционных железных дорог (в чем нет ни малейших сомнений), зачем сверхдорогая и сверхбыстрая дорога на дистанции 70 км?

Вместо ответов на эти скучные вопросы публике продемонстрирован унылый цирк с "испытаниями двигателя". Технической проблемы разгона магнитоплана не существует, она решена уже множество раз. В Китае живых людей возят на скорости за 400 км/ч больше десяти лет. А у тележки Маска даже тормозов нет, она об воду тормозит.

То есть, даже если предположить, что такая дорога возможна и нужна, все равно непонятно к чему тут Hyperloop. У них нет ничего, кроме мультфильма и нескольких рендеров, так что, куда логичней пригласить к партнерству немцев, китайцев или японцев с реальным опытом магнитопланов.

Общую методику разработки Hyperloop превосходно демонстрирует конкретная технология. В качестве материала капсул планируется использовать Вибраниум (материал из которого сделан щит капитана Америки). В материал будут встроены датчики, он в восемь раз крепче алюминия и вдесятеро стали. Разработала уникальный, инновационный материал из углепластика словацкая (!) компания С2i. Нет, это не бред и не издевка врагов, это новости.

Нужно признать, всего одна, но уникальная, по настоящему прорывная технология у Маска есть. До сего дня производители выдавали свои поделки за невероятный инновационный продукт при самых незначительных или полностью выдуманных новинках. Бывало так, что широко продвигалась в прессе технология без конечного продукта. Но чтобы ни технологии, ни продукта, одна инновация неизвестно в чем - это, конечно, прорыв.

Из общей методологии развития стартапа выкинуты все лишние этапа. Старая схема выглядела примерно так: сперва идея, потом впечатлить инвесторов и собрать немного денег. Построить модель, опять впечатлить инвесторов и собрать побольше денег. Построить прототип, впечатлить инвесторов... ну, и так далее до выхода на потребительский рынок. Маск как гениальный провидец увидел в старой схеме множество избыточных этапов, поглощающих кучу времени и сил. Он оставил ключевое: шоу – деньги, чем круче шоу, тем больше денег.

И кто посмеет сказать, что его методика не работает? То есть поезда, естественно, никакого разработано не будет, в самом лучшем случае, его соберут из китайских деталей на основе чужих технологий, если их, конечно, успеют выдумать.

Зато, целый министр транспорта РФ на полном серьезе создает какую-то рабочую группу, и, похоже, планирует дать денег. Ну, спрашивается, и зачем нужны эти ваши вакуумные туннели с хитрыми шлюзами? Совершенно лишние детали, усложняющие ясную и прозрачную схему.

Часть 1



Tags: Илон Маск, Тесла, глупость, мошенничество, невежество, реклама

Recent Posts from This Journal

  • Нелюбовь

    Сразу скажу, я не поклонник арт-хауса, кино-не-для-всех, фестивального искусства. Чаще всего сложный язык и умный вид скрывает пустоту. На «Нелюбовь»…

  • В Ницце

    На Английской набережной Ниццы блистает отель «Негреско». Такие гостиницы есть в каждом уважающем себя европейском городе: «Риц» в Париже, «Савой» в…

  • Занимательные чудеса от Илона Маска

    Известный кудесник Илон Маск продолжает поражать и восхищать своими замысловатыми чудесами. Тесла собирается перевести сеть своих заправок Tesla…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments