Александр Прост. Записки недоумевающего. (saint_prostata) wrote,
Александр Прост. Записки недоумевающего.
saint_prostata

Hyperloop и Гиперлох по-русски

Самобеглая тележка Илона Маска докатилась до сердец российских администраторов. РЖД создали совместную группу по изучению будущего строительства железной дороги нового поколения в России. Уже собираются строить Hyperloop, соединяющий московские аэропорты и грузовую дорогу в Приморье. История из комической перетекает в пугающую. Возникает легкое ощущение, что сейчас здесь будут довольно сильно воровать. Причем, в самой унизительной для национального самосознания манере.


Предложенный транспорт будущего - это поезд на магнитной подушке, перемещающийся по тоннелям с вакуумом. Сам магнитоплан новинкой никак не назовешь. Первые идеи и прожекты на этот предмет появились еще в начале ХХ века, а в 1979 году настоящий поезд на магнитной подушке возил пассажиров на выставке в Гамбурге.

С тех пор построены два десятка дорог (в том числе, перед распадом СССР было начата, но не закончена дорога в Армении). Часть уже закрыта, другие работают, несколько новых строится. По-настоящему широкого распространения системы с магнитопланами пока не получили по крайне понятным причинам. Во-первых, традиционные железные дороги можно использовать наряду со скоростными поездами для грузового и обычного пассажирского сообщения. Во- вторых, дорого. Очень.

Например, сверхскоростная (рекорд 501 км/ч, штатная скорость с пассажирами 430 км/ч) дорога в шанхайский аэропорт обошлась по $44 миллиона за километр. Строительство завершилось в 2004 году, теперь, естественно, вышло бы гораздо дороже (общая инфляция и изменение стоимости труда в Китае). Традиционные скоростные железные дороги при этом в том же Китае строят по $17-21 миллион за км, к тому же они намного дешевле в обслуживании. Поэтому трассу не продлили, как планировалось, до Гуанчжоу, построив вместо нее обычную скоростную.

Строится японская трасса для магнитопланов Токио-Осака. Там цены вообще из области финансовой фантастики: $176 миллионов за км. Правда, это обусловлено не столько технологией, сколько колоссальными туннелями. Проект, кстати, сильно критикуют за гигантскую стоимость и принципиальную неокупаемость.

Hyperloop One декларирует $8 миллионов за километр калифорнийской дороги, чего при калифорнийских ценах даже на компенсации землевладельцам не хватит. Московскую дорогу оценивают в 5 миллионов за километр. Стальная труба диаметром 2,3 м со стенкой 20 мм весит тонну на погонный метр, трубы нужно две. Сегодняшняя цена трубы большого диаметра около тысячи долларов за тонну. Как весь проект может обойтись в $5 000 на метр? Каким образом, в принципе, добавление герметичных труб, системы шлюзов и оборудования для поддержания вакуума может в разы удешевить дорогу на магнитном подвесе? Должно же удорожать?

Новинкой предложенной дороги, кроме вакуума, являются капсулы, отправляемые каждые 30 секунд. Видимо, логика здесь такая: капсула меньше и легче поезда, значит, дорогу можно строить под меньшие нагрузки. Однако при такой частоте движения невозможно обойтись однопутной дорогой, из-за чего появляется второй тоннель, что уничтожает, как кажется, всю экономию. Кроме того, потребуется путевое развитие на станциях.

Означает ли все вышесказанное, что магнитоплан в вакуумном туннеею невозможен? Нет, не означает. Над этим работают, по крайней мере, в Китае и, наверное, не только. Нельзя исключать, что технология со временем заработает, станет даже рентабельной в отдельных случаях. Проблема в том, что занятия разработчиков Hyperloop One ко всему этому имеют самое отдаленное отношение.

Для действительного развития проекта необходимо разрешить множество фундаментальных проблем. Каким образом будет обеспечена безопасность при интервале движения в 30 секунд (в метро минимум полторы минуты)? Почему не раз в минуту капсулу вдвое больше? Раз в пять минут вдесятеро больше? Что случиться при разгерметизации капсулы? К чему приведет остановка движения, при которой в вакуумной трубе остановится несколько десятков капсул? Как планируется обеспечить герметичность трубы в десятки и сотни километров? Как организовать станции и посадку-высадку пассажиров? Как будут устроены шлюзы на входе в вакуумные туннели? Почему это выйдет дешевле других магнитопланов? Если выйдет дороже, и, соответственно, намного дороже традиционных железных дорог (в чем нет ни малейших сомнений), зачем сверхдорогая и сверхбыстрая дорога на дистанции 70 км?

Вместо ответов на эти скучные вопросы публике продемонстрирован унылый цирк с "испытаниями двигателя". Технической проблемы разгона магнитоплана не существует, она решена уже множество раз. В Китае живых людей возят на скорости за 400 км/ч больше десяти лет. А у тележки Маска даже тормозов нет, она об воду тормозит.

То есть, даже если предположить, что такая дорога возможна и нужна, все равно непонятно к чему тут Hyperloop. У них нет ничего, кроме мультфильма и нескольких рендеров, так что, куда логичней пригласить к партнерству немцев, китайцев или японцев с реальным опытом магнитопланов.

Общую методику разработки Hyperloop превосходно демонстрирует конкретная технология. В качестве материала капсул планируется использовать Вибраниум (материал из которого сделан щит капитана Америки). В материал будут встроены датчики, он в восемь раз крепче алюминия и вдесятеро стали. Разработала уникальный, инновационный материал из углепластика словацкая (!) компания С2i. Нет, это не бред и не издевка врагов, это новости.

Нужно признать, всего одна, но уникальная, по настоящему прорывная технология у Маска есть. До сего дня производители выдавали свои поделки за невероятный инновационный продукт при самых незначительных или полностью выдуманных новинках. Бывало так, что широко продвигалась в прессе технология без конечного продукта. Но чтобы ни технологии, ни продукта, одна инновация неизвестно в чем - это, конечно, прорыв.

Из общей методологии развития стартапа выкинуты все лишние этапа. Старая схема выглядела примерно так: сперва идея, потом впечатлить инвесторов и собрать немного денег. Построить модель, опять впечатлить инвесторов и собрать побольше денег. Построить прототип, впечатлить инвесторов... ну, и так далее до выхода на потребительский рынок. Маск как гениальный провидец увидел в старой схеме множество избыточных этапов, поглощающих кучу времени и сил. Он оставил ключевое: шоу – деньги, чем круче шоу, тем больше денег.

И кто посмеет сказать, что его методика не работает? То есть поезда, естественно, никакого разработано не будет, в самом лучшем случае, его соберут из китайских деталей на основе чужих технологий, если их, конечно, успеют выдумать.

Зато, целый министр транспорта РФ на полном серьезе создает какую-то рабочую группу, и, похоже, планирует дать денег. Ну, спрашивается, и зачем нужны эти ваши вакуумные туннели с хитрыми шлюзами? Совершенно лишние детали, усложняющие ясную и прозрачную схему.

Часть 1



Tags: Илон Маск, Тесла, глупость, мошенничество, невежество, реклама
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Матильда

    Подвергся насилию и осмотрел «Матильду». Поразительное зрелище. Отечественное киноискусство, по мне, заслуживает снисхождения, но в данном случае…

  • Новый рассказ

    Только что из печки, не обожгитесь. http://a-prost.ru/razvilki-kotorye-my-propuskaem

  • Трансгендерная Матильда

    Зловещая тенденция накрыла планету. Все больше драгоценного человеческого внимания поглощают принципиально бессмысленные, в чем-то даже слабоумные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments